Программа воспитания детей в начальных классах и дошкольных группах

Пояснительная записка.

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей системе деятельности педагога. Умения педагогов в учреждении должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умения строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Воспитание – «процесс питания души и сердца» – невозможно отделить от обучения, так как воспитывается, формируется человек в повседневной своей деятельности, в результате проживания каждого  дня, а он у школьников наполнен познанием и учением.

Проработав специальную методическую литературу, изучив работы видных педагогов и психологов современности, мы пришли к выводу о необходимости введения в воспитательную работу своей школы программы, которая поможет учителю и воспитателю организовать работу в своих классах в течении всех лет обучения в начальной школе.

Смысл и значение этой программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основа для сознательного, обдуманного управления развитием с учетом возрастных изменений.

Цель данной программы – организация воспитательного процесса, предусматривающая широкий выбор видов и форм деятельности. В программе представлены основные разделы, позволяющие комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность.

1.      Я и Голубая планета Земля.

2.      Я, моя семья и друзья.

3.      Я – гражданин России.

4.      Я и мое здоровье.

 

Цели и задачи каждого раздела.

1.  Я  и голубая планета Земля

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Оно помогает ребенку найти свое место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Основная цель раздела:

воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

2.  Я, моя семья, мои друзья

Содержание раздела:

Ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, чем занимаются его бабушка и дедушка, семейные традиции.

 Основная цель раздела:

                     помочь ребенку осознать свою роль в обществе и семье.

3.  Я  гражданин   России

Содержание раздела включает изучение российской символики и законов страны,  знакомство с великими и знаменитыми людьми, разучивание народных игр, ознакомление с историей возникновения православных праздников.

Основная цель раздела:

Пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.

4.  Я  и  мое  здоровье

Содержание работы помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепким и сильным. Познакомить с правилами здорового образа жизни, гигиены тела и жилища, правильного питания, режима труда и отдыха.

Основная цель раздела:

Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека, научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

Голубая планета Земля

 Средняя, старшая группы д/сада.

1 – 2 класс

      3 класс

       4 класс

1. Откуда идет дождик.

 

2.Поделки из при-

   родного материала

3. Каких животных ты знаешь? Каких птиц ты знаешь?

4.Что ты знаешь о рыбах, какие птицы живут с человеком?

5.     Передай голос домашних птиц. Краски осени.

6.     Первоцветы. Осторожно! Ядо-витые растения.

Куда делась вода после дождика?

 

Куда течет река?

 

Почему осенью листья на деревьях желтеют?

Кто живет на дереве, кто под деревом?

 

Почему осенью птицы улетают?

 

Хорошо ли птицам зимой?

Откуда в кране вода?

 

С голубого ручейка начинается река.

Как живется рыбкам в нашем водоеме?

Почему говорят: лес наше богатство.

 

 

Удивительный мир растений.

 

Где живут птицы зимой?

Как все это  начиналось (экскурсия в музей).

Великая река – великие имена.

Золотое кольцо – великие города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические     игры

Экологические тревоги:

Экологические тревоги:

Экологические тревоги:

«Кто где живет».

«Выбери правильно дорогу».

 «Вершки и корешки»

«Летает – не летает»

«Узнай цветок»,

«Какое время года»,

«Птицы – рыбы – звери»,«Чудесный мешочек»,«Угадай по описанию»,«С какого дерева лист»

«Раз, два, три к дереву беги».

Не хватает свежего воздуха! Помогите!

Шмель жужжит о помощи.

 Мать сыра земля в опасности.

Прогулки в Природоград:

Прогулки в Природоград:

Прогулки в Природоград:

Изготовление кормушек.

Викторина «Кто в лесу живет и что в лесу растет?»

Экскурсии в лес.

Посещение дендрария.

Зоологическая игра «Осторожно – их мало».

 Конкурс эрудитов «Загадки природы». Экскурсия в музей заповедника.

Труд

Час интересного сообщения

Час интересного сообщения

Час интересного сообщения

Уборка участка. Сбор семян. Подкормка птиц. Окапывание деревьев. Сооружение снежных построек. Уход за комнатными растениями

Изготовление кормушек. 

Выставка – совет «Целебное лукошко»

Заповеди леса. Признаки хорошей погоды. Конкурс рисунков «Природа вокруг нас».

 

Аптека под ногами (лекарственные растения). Народные приметы.

Конкурс рисунков «Там, за горизонтом».

Выставка – поиск «Растения вокруг нас». Способы ориентирования на местности. Конкурс плакатов на экологическую тему.

Занятия по познавательному развитию.

Изучение правил поведения на природе.

Изучение правил поведения на природе.

День природы «Сот-

ри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен».

«Фрукты и овощи», «Летний день – год кормит», «Как выращивают хлеб», «Как звери зимуют в лесу», «Лес – это дом для многих».

Беседы: «Наш поселок зимой», «Как мы встречаем весну», «Берегите растения и животных».

Целевые прогулки, наблюдения.

 

Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок). Праздник «Мы твои друзья, природа». Родительское собрание с обзором литературы «Про зеленые леса и лесные чудеса», 

Чудеса из лесных материалов (конкурс поделок).

Дискуссия «Природа и я». Игра «Поиск нарушителей законов природы».

Родительское собрание с обзором литературы «Путешествие в неизвестное».

 

Я, мои друзья, моя Семья

Общение.

Мой хороший поступок. Мои любимые друзья. Как я играл. Я помощник. Мое любимое животное. Мой любимый цветок. Что ты знаешь о себе. Как я ехал в автобусе. Когда я вы- расту, кем буду. Что чувствует твой друг. Выходной день в семье. Мой день дома. Профессия моих родителей. Уроки вежливости. Не за- бывай о друге. Правила взаимоотношений. Панорама добрых дел. Приди на помощь.

Занятия: «Моя любимая книжка», «Игры зимой», «Моя любимая игрушка».

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника». Что такое перемена? (разучивание подвижных игр) «Эта школа теперь и моя» (знакомство с историей школы). Сообщения детей «Почему меня так назвали». «Имя и здоровье» (сообщение учителя). Праздник посвящения в первоклассники.

Дискуссия «Зачем я хожу в школу». «Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности). Разговор «Что я знаю о своей школе»

Путешествие в русские имена «Иван да Марья».

Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться».  

Откровенный разговор «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»

Конкурс сочинений о школе.

Праздник имени «Как вас звать – величать?»

Родительское собрание «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»

 

Школа хороших манер. Школа после школы.

Об истории хороших манер. Тест для себя. Несколько известных истин. Твой внешний вид. К тебе пришли гости. Наши праздники.

Культура речи.

Откуда взялись правила поведения. Хозяин и гости. Ты хочешь быть красивым

Разговор о разговоре

После третьего звонка. Чувство времени.

Домашняя  библиотека.

Наука отдыхать. Тайны хорошей памяти.

Остановись, подумай. Тест – бюро «Познай себя».

Учение на каждый день. Поиграем -порешаем.

 

Как я работаю над собой?

«Я человек – но какой?»

Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».

Сбор пословиц и поговорок о нравст- венных качествах человека. «Кого можно назвать вежливым челове- ком?»

Этическая грамматика «До дружбы надо вырасти». Традиции воспитания в России. Энциклопедия хороших манер.

 

Поговорим о семейных ценностях

 

Разговор «Я – надежда семьи».

Будем заботиться о младших.

Выставка «Вместе с мамой, вместе с

 

папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Сбор пословиц о мамах.

Театрализованный семейный марафон.

Диспут «Что такое честь фамилии».

Конкурс «Бабушкины секреты».

Выставка «Вместе

 

с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Раздумья на тему: «Когда маме грустно».

Составление родословной.

Откровенный разговор «Старость – всегда слабость».

Выставка «Вместе

 

с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Живая газета «Трудно ли быть мамой».

Я - гражданин Росии

Детский сад

1 – 2 классы.

3 класс.

4 класс.

Обобщение.

Наша Родина – Россия.

Улицы нашего поселка.

Столица России – Москва.

Мой родной поселок 

Ели бы я жил в городе. Город – селу, село – городу.

Что ты расскажешь гостям о нашем поселке.  Путешествие по поселку. Где я живу. Мы приехали в п. Борисовку.

Экскурсии по поселку. В магазин. На почту. В краеведческий музей.

Беседа «Где мы живем».

Изучение российской символики и законов.

 

Москва – главный город России. Гимн и флаг России. Герб столицы. Конкурс рисунков «Праздничная Москва».

 

 

 Москва – главный город России. Гимн и флаг России.

Книжная выставка и путешествие по книге Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

 Загадки российской символики.

Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова».

 

 

 

 

 

                                 Школа правовых знаний.

 

 Моя Родина -

Россия.

Наше Отечество.

Библиотечный урок

 Твоя Россия.

Библиотечный урок

 

Дети и Конституция. Встреча с работниками УВД.

О тех, кто защищает  наши права.

«Ваши права, дети».

Конституция – основ-

ной закон нашей жизни. Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

«Ваши права, дети».

Конституция – основ-

ной закон нашей жизни. Мы и закон (разбор конкретных ситуаций).

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

 

Про великих и знаменитых.

 

 

Открытая полка.

Русские богатыри.

Час былины «Преданья старины глубокой».

 

Библиотечные уроки

Александр Невский, Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров, Владимир Мономах.

Поэтический час «Только доблесть живет вечно».

Звездный час «Защитники земли Русской».

 

                                                   Русь державная православная.

 

 

 

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

Рождество: собирается детвора, начинается игра.

Как обувались и одевались в старину.

Масленица: зимние игры и развлечения.

Игровая программа «Русские потешки».

Пасха: раскрашивание яиц.

 

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

Рождественские колядки.

О чем расскажет наш народный костюм.

 

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня». Конкурс «Рождественская звезда».«Что такое Татьянин день и почему его так широко праздновали на Руси?» Народная национальная одежда. Праздник «Развеселая Масленица».

 

                                          

                                    Мой язык – язык добра и света.

 

 

Парад литературных героев. Прощание с букварем. Посвящение в читатели. Праздник «Язык родной – дружи со мной».

«Что за прелесть эти сказки»(час громко-

го чтения).

 

Встреча с писателем в литературной гостиной.

Устный журнал.

«Что за прелесть эти сказки»(час громко-

го чтения).

Инсценировка русских  народных сказок.

Брейн – ринг «Язык наш есть еще тайна».

Конкурс чтецов «Любимые герои сказок Пушкина».

 

 

 

Инсценировка русских народных сказок. Беседы о русских художниках

«Нарисовал художник сказку».

Конкурс рисунков «Любимая сказка».

Конкурс рисунков «Сказки Пушкина».

Конкурс рисунков

«Люблю Россия твой пейзаж».

 

                                                          День театра                         

 

 

Защитники земли Русской: День памяти и скорби.

( 2 февраля)

Книжная выставка и

обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда».

Экскурсия в школьный музей.

Выставка – витрина «Спасибо вам за тишину».

Конкурс рисунков на асфальте «День Победы».

Старты надежд «Вперед мальчишки».

Встречи с ветеранами войны.

Праздничный концерт посвященный Дню Победы.

Родительское собрание «С чего начинается Родина».  

Защитники земли Русской: День памяти и скорби.

( 2 февраля)

Книжная выставка

«Дни и ночи войны».

Поэтический час «За Волгой для нас земли нет».

Экскурсия на Мамаев курган «День Победы».

Выставка – витрина «Спасибо вам за тишину».

Конкурс плакатов «Нет войне».

Встречи с ветеранами войны.

Праздничный концерт посвященный Дню Победы.

Родительское собрание «Охранять природу – значит охранять Родину».

Защитники земли Русской: День памяти и скорби.

( 2 февраля)

Книжная выставка

«Ни шагу назад».

Выставка – витрина «Спасибо вам за тишину».

Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя».

Праздничный концерт посвященный Дню Победы.

Родительское собрание Растить гражданина».

 

           

Я здоровье сберегу - сам себе я помогу.

Общение. Я забочусь о глазах. Я забочусь об ушах. Зачем человеку зубы. Что нужно для зубов, а что вредно. Зачем нужно чистить зубы и как. Когда нужно идти к зубному врачу? Как нужно вести себя в кабинете у врача. Как я дышу? Как работает мое сердце. Зачем нужно питаться, дышать, двигаться,  трудиться. Уход за руками и нога-  ми. Что я знаю о своем здоровье. Что человеку нужно для жизни   

Клуб «В гостях у Мойдодыра».

Дружи с водой.

Чтобы глаза видели.

Какого ухода требуют уши.

И о коже надо заботиться.

Руки и ноги тебе еще пригодятся.

Держи осанку.

Приятного аппетита.

Крепкие – крепкие зубы.

Спокойной ночи.

Как настроение?

Праздник «В гостях у Мойдодыра».

Клуб «Румяные щеки».

Как живет организм.

Признаки болезни.

Паразиты.

Профилактика кишечного расстройства.

Порезы, ссадины и царапины.

Как уберечься от простуды.

Если в городе эпидемия гриппа.

Как носить очки.

Праздник «Как стать Неболейкой?»

Клуб «Неболейка».

Здоровый образ жизни.

Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство».

Конкурс газет «Правила здорового образа жизни».

Предупреждение несчастных случаев.

Первая помощь при несчастных случаях.

Диспут «Что может человек?»

Как становятся «моржами»?

Как одолеть болезнь? Живая газета «Секреты здоровья».

Полезные и вредные привычки.

 

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец, ковырять в носу. Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья». Практикум «Как поступить в дан-

ной ситуации?»

Драться или не драться. Родительское собрание «Без простуд».

Встреча с врачом - наркологом. Грязные руки. Смотрим

телевизор. Губительная сигарета.

Всего одна рюмка.

Конкурс плакатов «Дурные привычки – враги твоей судьбы». Практикум «Как поступить в данной ситуации: тебе предложили сигарету». Родительское Собрание «Культура семейная и куль- тура физическая».

Суд над сигаретой.

Диспут «Правда и ложь об алкоголе»

Наркомания – катастрофа.

Практикум «Как поступить в данной ситуации: ты оказался в дурной компании.

Родительское собрание «К здоровому образу жизни».

Игротерапия:

 

Вспомним забытые игры .Игры на переменах. Игры на школьной площадке. Походы. Туристические игры. «Веселые старты». «Мама, папа, я – спортивная семья».

Дни здоровья. Игры: «Вперед, мальчишки», «В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся».          

 

Будь здорова, душа:

 

Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». «Ты и твоя душа».

Тест «Кто ты – сова или жаворонок».

Сколько у тебя фантазии?

Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире». Душа развивается днем и ночью.

Тесты: «Как ты к себе относишься», «Покажи как ты смеешься», «Сколько в тебе обаяния».

Тесты: «Довольны ли вы собой?», «Ты и твой характер».

«Узнай кто ты – художник или мыслитель».

Методика незаконченных предложений.

 

Мне нравится ….

Я боюсь …

Мне тревожно ...

Час откровения.

 

Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости.

Научись радоваться успехам одноклассников.

Этические беседы: будь непримирим к грубости и черствости.

Недопустимость кличек прозвищ.

Никогда никому ни в чем не завидуй.

Злые чувства – враг здоровья души.

Этическая беседа: не будь равнодушным.

 

Опасная сладость злых чувств.

Как оберегать свою душу от дурного.

Этическая беседа: твоя готовность выступить против лжи, нечестности.

 

Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей

Основные задачи:

1. Определение содержания педагогического процесса в образовательном   учреждении, способствующего формированию валеологической культуры и валеологическому образованию детей.

3. Создание условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников в оздоровлении детей.

4. Определение эффективных форм подготовки педагогических и медицинских работников по оздоровлению детей, повысить ответственность взрослых по данной проблеме.

5. Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса в Д/саду и школе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологической специфике данного контингента детей.

 

л/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

 

Осуществлять наблюдение за физическим и не­рвно-психическим развитием детей дошкольно­го и младшего школьного возраста

Постоянно

Медицинская

служба

2

Осуществлять углубленный медицинский осмотр .

По графику постоянно

Врач,м/с

3

На основе данных о заболеваемости детей раз­работать и постоянно осуществлять комплекс мер, направленных на улучшение здоровья де­тей

Постоянно

 

Педагогические, медицинские работники.  Администрация.

4.

Разработать цикл лекций и методических реко­мендаций для медицинского и педагогического персонала по проблемам здоровья детей

 Сентябрь- октябрь

        м/с

                        

5.

Упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей: — разработать программу по вопросам озна­комления родителей с заболеваниями в це­лях оказания предупредительной помощи

3 квартал 2006 года

Администрация. Медицинский персонал

6.

Создать центр управления, контроля и коррек­ции состояния здоровья детей

1 квартал 2000 года     

Администрация

7.

Контролировать выполнение оздоровительных мероприятий: утреннюю гимнастику; физкультурные занятия; воз­душные ванны; дыхательную гимнастику; точеч­ный массаж

Постоянно

Администрация. Медицинский персонал. Педагоги

     

Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий

Основные задачи:

1.  Укрепление материально-технической базы образовательного учрежде­ния с целью профилактики и укрепления здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.

 

N

n/n

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

Пополнять образовательное учреждение необ­ходимым медицинским и спортивным оборудо­ванием, ростовой ученической мебелью

Администра­ция

До 2010

года

2

Осуществлять ремонт медицинских помещений,, спортивного зала, площадок.

Администрация

Постоянно к концу учеб­ного года

3

Осуществлять контроль за расписанием уроков в цепях упорядочения учебной нагрузки в шко­ле, в д/с.

Администрация

Постоянно

4

Подготовить памятки о режиме дня уч-ся и ре­комендации для родителей по организации учеб­ной деятельности на дому

Педагоги Медики

3 квартал

2006года

 

Формирование валеологической культуры в системе учебной деятельности

Основные задачи:

1. Определить содержание педагогического процесса в ДОУ, школе, спо­собствующего формированию валеологической культуры и валеологического образования ребенка.

2. Определить эффективные формы подготовки педагогических кадров по  валеологии с учетом существующих требований и специфики этой науки.

3. Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса  в образовательном учреждении, соответствующего современным требованиям дидактики, возрастной психофизиологической специфики данного контингента детей.

 

л/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Продолжать работу по созданию теоретического, ме­тодологического и научно-методического обеспече­ния валеологии, культурологии, психологии, педагоги­ки, инновационных педагогических технологий, проблем непрерывного валеологического образования и ф/в, современных методик психологопедагогической и ме­дицинской диагностики

Педагогиче­ский кол-в

До 2010

года

2

Продолжать работу по совершенствованию предметно - развивающей среды образовательного учреждения

 администра­ция

постоянно

 

3.

Принимать участие в конференциях,          совещаниях различного уровня по во­просам оздоровления детей

Администр.

Постоянно

4.

Организовать работу постоянно действующего семи­нара для родителей по вопросам валеологии, валеологической культуры семьи, ЗОЖ, физической куль­туры, естественных средств оздоровления

Администр.

3 квартал 2006 года

5.

Ввести занятия в кружке по ритмической гимнастике на базе д/с.

Администр.

3 квартал 2006года

Постоянно

6.

Обеспечить условия для предупреждения травматиз­ма в ОУ, через: — соблюдение техники безопасности при организации учебного процесса, свободного времени

Администр. Медики

постоянно

7.

Ввести в систему учебного времени внеурочные ме­роприятия, направленные на преодоление гиподина­мии

Администр. Медики Пед. персонал

2006-2010

годы

 

Решение оздоровительных задач средствами
физической культуры и спорта

Основные задачи:

1. Обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и пси­хического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха.  

2. Формирование реабилитационной базы в образовательном учреждении на основе внедрения спортивно-оздоровительных, а не медикаментозных средств и методов снятия стресса различной этиологии.

3. Всемерное развитие и содействие детскому спорту.

4. Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей фитосреды, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка.

5. Организация консультативной помощи родителям по вопросам физи­ческого воспитания и оздоровления детей.

 

п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

Углублять совместную работу воспитателей ФИЗО и медицинских работников по укреплению здоро­вья детей средствами физической культуры

Вос-ли

ФИЗрук,

медики

Постоянно

2   

 

 

 

 

Шире пропагандировать опыт работы по организа­ции физкультурного досуга детей с родителями

 

Педагоги

Постоянно

3

Индивидуализировать спортивные нагрузки детей на занятиях по физической культуре, в соответ­ствии с их группой здоровья

Вос-ли,

ФИЗрук

Постоянно

4

Систематически проводить «Дни здоровья».

Вос-ли,

ФИЗрук

Постоянно

 

 

БРМРИЦ 2007

 
Hosted by uCoz